Фитнес для детей: польза, виды, особенности занятий
О том, что физическая активность нужна людям в любом возрасте, все знают. Но ведь детишки и так постоянно бегают, прыгают, их невозможно удержать на одном месте. Нужно ли ребенку, который регулярно гуляет на свежем воздухе, заниматься еще и в спортивных секциях? В каком возрасте и при какой нагрузке это будет полезно? Какие направления фитнеса для детей существуют? Ответы на эти вопросы в статье.

Зачем детям заниматься фитнесом?
Слово «фитнес» сейчас очень популярно и зачастую им называют обыкновенную физкультуру или спортивную тренировку. Но если изначальная цель физкультуры и спорта – подготовка к соревнованиям, достижение победы, то фитнесом занимаются для хорошего самочувствия и поддержания здоровья. По сути, это сбалансированный комплекс, в который можно включить спортивную акробатику и гимнастику, аэробику, йогу, стретчинг, хореографию, другие элементы, создав из них оздоровительный «коктейль».
Эти занятия очень увлекают детей 3-7 лет, так как проводятся в игровой форме. В группу могут входить дети разного возраста: с 3 лет и старше, разного уровня физической подготовки. Программу занятия знает лишь тренер, для остальных участников это веселая увлекательная игра.
Благодаря детскому фитнесу ребенок сможет:
- укрепить иммунитет;
- улучшить работу легких, сердечно-сосудистой системы и вестибулярного аппарата;
- избежать формирования плоскостопия и нарушений осанки;
- повысить гибкость;
- обрести навыки управления своим телом, развить координацию движений.
Если есть проблема с лишним весом, занятия игровой спортивной гимнастикой и ритмикой устранят ее. Гиперактивным малышам 3-6 лет фитнес позволит избавляться от излишков энергии с пользой для здоровья. Эти занятия также помогают развить массу полезных социальных навыков, которые дети потом смогут использовать для общения со сверстниками в саду или школе. Среди них:
- знакомство с понятием дисциплины;
- навыки коммуникации в разновозрастной группе;
- установление контакта со сверстниками;
- формирование чувства ритма;
- умение решать возникающие конфликты, контроль эмоций;
- улучшение внимания;
- развитие силы воли.
Фитнес-занятия могут помочь исправить такие особенности характера, как застенчивость и робость. 3-летний малыш, стесняющийся других детей на площадке, как правило, быстро вливается в группу, начинает ощущать себя ее частью и находит первых друзей.
Направления детского фитнеса
С каждым годом в детском фитнесе появляются новые ответвления. Это закономерно, поскольку система построена в игровом формате для детей, в основе которого динамика и развитие. Для детей до 3 лет занятия не делятся по видам, малышам чуть постарше, возрастом 3-5 лет, также зачастую предлагается позаниматься просто фитнесом. Занятие будет состоять из базовой гимнастики, возможно с включением простейших асан йоги, направленных на:
- выпрямление и растягивание позвоночника;
- наработку умения немного посидеть в заданной позе;
- разогрев суставов;
- обучение балансированию.
Приглашая детей до 3 лет на занятия, инструктор основную часть времени будет уделять игровой физической активности, перемежая ее небольшим количеством упражнений. Часть урока может быть отведена зверобике – копированию действий животных и логоритмике – сочетанию упражнений с рассказыванием стихов, напеванием песенок, произнесением определенных звуков. При наличии в детском клубе степ-платформы и фитболов можно использовать и их.
Детей 5-6 лет уже можно распределять по специализированным группам, пробуя разные виды фитнеса. Среди них может быть:
- степ-аэробика – ребенок занимается на степ-платформе, ритмично поднимаясь и спускаясь с нее;
- фитбол-гимнастика – используются большие надувные мячи;
- стретчинг – растяжка мышц и связок;
- ритмическая гимнастика – выполнение упражнения подчинено ритму музыки;
- йога – комплекс несложных асан и дыхательных упражнений.
Есть направления, сочетающие в себе элементы из нескольких систем. Некоторые фитнес-студии для детей используют подвижные платформы, полотняные подвесы (гамаки), валики, подвесные петли. Крайне важно, чтобы педагог, занимающийся с детьми, также имел спортивную подготовку, знания детской психологии, умел удерживать внимание и интерес группы и мог быстро переключаться между игровыми элементами, если того требует ситуация. Кроме того, необходим навык оценивания степени физ. подготовки детей и коррекции упражнения под текущие возможности ребенка.
Ритмическая гимнастика
Дети любят активные игры, но не очень жалуют физические упражнения, которые необходимы для правильного формирования опорно-двигательного аппарата и мышечной системы. Педагоги нашли способ, как превратить занятие гимнастикой в увлекательный урок. Включается музыка: ритмичная, веселая, знакомая, и малыши 2,5-7 лет выполняют упражнения с радостью.
Ритмическая гимнастика показана малоподвижным деткам, которые с ее помощью компенсируют дефицит движения, укрепляя свой организм. Она очень полезна гиперактивным ребятам, которые становятся спокойнее, а со временем учатся лучше управлять большим количеством своей энергии.
Комплекс составляется из простых упражнений, которые со временем усложняются. Детей учат простому движению, постепенно к нему подключают взмахи рук, повороты головы, плеч, прыжки и т. д. Развивается способность координировать и контролировать действия своего тела. За счет музыки движения становятся ритмичнее и точнее, их веселее выполнять. Одновременно ребенок усваивает простейшие танцевальные элементы, становится пластичнее, учится согласовывать свои движения с движениями других детей и ритмом музыки.
Ритмическая оздоровительная гимнастика дает возможность поработать с мышцами:
- шеи;
- плечевого пояса, рук;
- туловища;
- ног.
Занятие выстраивается таким образом, чтобы за его время успеть поработать с мышцами всего тела. Дети бегают, прыгают, приседают, передвигаются разными видами ходьбы, двигают руками, подчиняя свое тело ритму музыки. Исходные положения могут быть разными: сидя, лежа на боку и спине, находясь в упоре. Фитнес нацелен на общеразвивающий и оздоровительный эффект.
Занятия проводятся в зале, длятся, в зависимости от возраста учеников, от 10 до 30 минут. В помещение должен свободно поступать воздух, но недопустимо наличие сквозняка и не комфортной прохладной температуры. На ребенке должна быть легкая спортивная форма: тапочки или носочки, возможно гетры в осенне-зимнее время, шортики либо штанишки, футболка.
Структура занятий:
- Вводная часть – до 10% от общего времени занятия. Темп умеренный с постепенным увеличением. Упражнения для разогрева тела, динамические: медленная-быстрая ходьба, пробежка, прыжки.
- Основная – в среднем 75% занятия. Начинается с разминки более мелких групп мышц: шеи, рук, голени. Постепенное ускорение темпа и усложнение упражнений. При выполнении интенсивных движений: выпадов, наклонов, раскачиваний, необходимо контролировать осанку и дыхание детей. Из-за быстрого темпа и постоянной смены заданий они могут начать сутулиться, дышать ртом, а цель именно этой части занятия – работать с гибкостью и правильным положением позвоночника, мышцами спины, пресса и диафрагмой.
- Заключительная – до 15% времени. Расслабляющие упражнения. Темп плавно снижается, тело разгружается после интенсивной средней части урока.
При формировании комплекса ритмической гимнастики необходимо учесть возраст детей, их способность к концентрации. Нужно задать посильную физическую нагрузку и следить за корректностью выполнения упражнений.
Зверобика
Фитнес для самых маленьких: веселый, стимулирующий заниматься гимнастикой, развивающий наблюдательность. 3 года – оптимальный возраст для данного фитнеса. Малыш еще не может выполнять упражнения в полном объеме, но очень любит подражать и повторять, а именно на этих аспектах и построена зверобика.
Занятия могут проходить как в группе, так и онлайн. Преподаватель перевоплощается в зверушку, надев на себя костюм, или просто показывает движения, предлагая детям их повторять. Со зверобики хорошо начинать день в детском саду, ею может заняться мама со своим малышом, самостоятельно или совместно выбрать животное, которому они сегодня будут подражать.
Конечно, занятие будет более увлекательным, если включить в него песенки о животных. Нагрузка не должна быть интенсивной, среднее время – 10 минут, с таким количеством игровых элементов, чтобы малыш не успел устать.
Логоритмика
Данное направление фитнеса подходит детям 3-6 лет. Это игровая терапия речевых нарушений, которые корректируются без утомительных занятий. Ребенок не ощущает давления, не чувствует себя неполноценным. Он играет словами и звуком, учась правильнее говорить, развивать слух и двигаться под музыку.
Кому обязательно стоит заниматься логоритмикой? Детям с:
- задержкой речевого развития;
- заиканием;
- сложностями произношения отдельных звуков;
- избыточно быстрой или очень медленной речью;
- нарушением моторики.
Начинать занятия можно в 2,5 года. Они могут проводиться в детском клубе, саду, дома. Если кроха стесняется, выручает помощь родителей – подпевая маме, маленький вскоре начнет подпевать и преподавателю.
В логоритмике используются:
- музыкально-ритмические игры – развивается речь, чувство ритма, внимательность;
- логопедическая гимнастика – работает с мышцами, отвечающими за артикуляцию;
- гимнастика пальчиками – руки двигаются во время пения или чтения стишков, позволяя развить мелкую моторику, сделать речь плавнее и выразительнее;
- пение – укрепляет мышцы гортани, помогает сформировать правильное дыхание во время речи;
- словотворчество – развитие эрудиции и словарного запаса;
- танцы – общая телесная гимнастика, хороший переключатель между другими видами занятия.
Поскольку этот фитнес ставит перед собой еще и терапевтическую задачу, важно учесть ряд особенностей, особенно, если занятие рассчитано на совсем маленьких (до 3-х лет) детей:
- Ребенок повторяет слова, фразы и движения за педагогом или родителем. Не нужно заставлять его учить материал.
- Необходимо набраться терпения. Результаты занятий могут появиться через полгода, при условии регулярности уроков (2 раза в неделю).
- Преподаватель должен создать приятную и увлекательную атмосферу, чтобы ребенку хотелось заниматься. Рекомендовано использование картинок, игрушек, костюмов.
- Упражнения повторяют до совершенного овладения ими. Если ребенок, попробовав определенное число раз, не может сказать фразу/сделать движение, попытки на время (месяц-два) прекращают, потом возобновляют снова.
- В качестве музыкального сопровождения занятия можно использовать звуки живой природы, детские песни, легкую классическую музыку.
- Программа всегда разрабатывается для конкретного ребенка, она строится исключительно на индивидуальных особенностях ученика.
- Преподаватель тщательно прорабатывает упражнение, добиваясь того, чтобы ребенку было легко за ним повторять.
Логоритмические упражнения, особенно, если у детей есть сложности с речью, сначала вызывают у них трудности. Необходимо сохранять позитивный настрой и продолжать занятия.
Фитбол-гимнастика
Фитбол – это специальный мяч для фитнеса, простой и эффективный тренажер, с которым можно работать в самых разных положениях. Ребенку не нужно проводить особую физическую подготовку, он может сидеть, лежать на полу или мяче, двигаться, растягиваться и выгибаться, совершать броски.
Упражнения с фитболом:
- укрепляют мышечный корсет;
- углубляют дыхание;
- улучшают сердечно-сосудистую деятельность;
- успокаивают;
- корректируют нарушения осанки;
- улучшают кровоснабжение внутренних органов;
- повышают выносливость организма.
Когда дети выполняют упражнения, сидя на мяче, они испытывают вибрационное воздействие, которое в медицине используется при лечении сколиоза и неврастении. Фитбол отлично разгружает позвоночник, включая в работу мышцы всего тела.
Мяч необходимо подбирать по росту ребенка. Маленьких детей приучают к упражнениям на фитболе под постоянным контролем взрослого. Малыш, даже при выполнении легких игровых элементов, может увлечься и соскользнуть с мяча.
Очень важно проводить этот комплекс упражнений до еды. Общая длительность до 25 минут. Форма одежды – легкая, не широкая, но и не стесняющая движений. При мышечной слабости работа с мячом может вызывать дискомфорт. В этом случае необходимо сначала разогреть мышцы, затем начать с наиболее простых упражнений. Движения, в которых может произойти скручивание шейного или поясничного отдела, а также резкие рывковые движения в любых зонах, нужно исключить.
Степ-аэробика
Детской аэробикой с использованием степ-платформы можно регулярно заниматься уже в 4 года. Она:
- развивает подвижность голеностопного сустава;
- правильно формирует свод стопы;
- укрепляет мышцы ног, ягодиц и пресса;
- тренирует чувство равновесия;
- способствует красивой осанке;
- улучшает работу сердца;
- бодрит организм.
Фитнес хорош тем, что позволяет тренироваться детям и взрослым – ребенок, глядя на родителей, может захотеть тоже позаниматься. Все, что потребуется, – опустить ниже платформу, включить бодрую музыку, показать правильный шаг.
Комплекс упражнений для детей должен включать подготовительную, разогревающую тело часть, которая выполняется без платформы и состоит из наклонов, вращений, выпадов, махов ногами. Основная часть состоит из подъемов и спусков под приятный танцевальный ритм. В завершении – серия дыхательных упражнений и пару упражнений для расслабления мышц на ногах.
Степ-аэробика проводится от 10 до 30 минут, исходя из возраста детей. Рекомендуется раз в 1-2 месяца менять комплекс, включая в него движения на другие группы мышц.
Игровой стретчинг
Занимаясь стретчингом, малыши растягивают мышцы во время игры. Это очень полезный вид физической нагрузки для детей, который позволяет развить:
- гибкость;
- ловкость;
- мышечную силу;
- воображение;
- внимание.
При регулярных 10-15-минутных занятиях происходит укрепление костно-мышечной системы и всего организма. Стретчингом можно заниматься в 3-4 года, в школьном и юношеском – в любом возрасте. Растягивание мышц повышает двигательные возможности, предотвращает будущие проблемы с суставами, улучшает общее самочувствие.
В маленьком возрасте стретчинг проводится в виде групповой сказки, в которую включены все занимающиеся детишки. Они повторяют за инструктором, взаимодействуют друг с другом. Для детей 6 и более лет можно подключать целенаправленно растягивающие движения, увеличивая нагрузку для усиленной проработки различных зон.
Стретчинг имеет видимый психологический эффект, особенно в подростковые годы. Исчезает угловатость, сутулость и неловкость, ребенок чувствует себя сильнее, привлекательнее и увереннее, меньше мучается из-за комплексов.
Программы по возрастам
При занятиях фитнесом возраст часто становится ключевым фактором при выборе вида тренировки. Но если преподаватель видит, что ученик из-за индивидуальных особенностей характера не справляется или, наоборот, нуждается в большей нагрузке, это непременно нужно учесть.
Для детей 3-6 лет
Самые полезные направления фитнеса для данной возрастной группы – логоритмика, зверобика, музыкальная гимнастика. Учитывайте, что малыши быстро утомляются, их способность к координации еще очень низка, поэтому необходимо терпеливо разъяснять задания, не сердиться на ошибки, корректировать до тех пор, пока упражнение не будет выполняться правильно.
Еще одно возможное направление фитнеса для деток в 3 года и чуть старше – фитбол. Он помогает выработать правильную осанку, укрепить все мышцы. Обычно детворе очень нравится играть с этим большим мячом. Преподаватель обязательно должен страховать ребенка, следить, чтобы позвоночник и шея не скручивались и не выгибались избыточно. Первоначальная нагрузка – минимальная с очень медленным наращиванием.
Для школьников и подростков
Детей школьного возраста фитнес заинтересует, если они сами поймут пользу этих занятий. Для девочек ею может стать более гибкое и развитое тело, для мальчиков – появление рельефных мышц. У этой группы очень популярен танцевальный фитнес, благодаря которому подростки учатся лучше чувствовать свое тело и обретают уверенность в себе. Занятия могут выявить творческие способности: слух, голос, повышенную пластичность, ритмичность. Детей 6-14 лет правильнее приобщать к фитнесу через заинтересованность будущим результатом. Как его показать – задача родителя.
Обеспечение безопасности детей во время гимнастики и подвижных игр
Фитнес – активная групповая деятельность, и, поскольку дети часто невнимательны и неловки, могут быть травмы.
Число учащихся в группе должно быть таким, чтобы преподаватель мог легко видеть каждого и за каждым следить. Программы тренировок учитывают необходимость менее интенсивных упражнений, в которых мышцы могут немного передохнуть. Инструктор обязательно контролирует спины и дыхание детей, корректирует нагрузку и темп, следит за безопасностью выполнения динамических упражнений.
Сейчас необходимо строго придерживаться еще одной меры предосторожности. 2020-2021 годы проходят на фоне пандемии, и хоть дети реже заражаются коронавирусом, болезнь опасна и для них, и для их семей. Если при занятиях фитнесом учитель видит признаки недомогания у ребенка, урок необходимо прервать и уведомить родителей всех детей.
Знакомьте своего ребенка с фитнесом, поищите наиболее интересное ему направление, и он начнет заниматься с удовольствием, укрепляя свое здоровье.